Заседание межведомственной комиссии по противодействию коррупции в Ленинском муниципальном районе
27 марта 2014 года (10-00 часов)
Тема доклада:
«Меры направленные на предупреждение коррупционных проявлений в учреждениях здравоохранения»
Докладчик:
Главный врач
ГБУЗ «Ленинская ЦРБ»
Е.А.Крайнов
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 , преступные посягательства, связанные с коррупцией, отнесены к основным источникам угроз национальной безопасности.
Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение.
Коррупция в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.
Классификация коррупционных проявлений, совершаемых в здравоохранении, делится на три группы:
1) коррупционные проявления, непосредственно связанные с должностной деятельностью медицинских работников;
2) коррупционные проявления, связанные с отношениями собственности в здравоохранении;
3) коррупционные проявления медицинских работников, непосредственно связанные с медицинской деятельностью.
Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы:
* экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.);
* политические (неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.);
* социальные (несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.);
* организационные (недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении);
* правовые (наличие в законодательстве коррупционных норм и правовых пробелов);
* нравственно-духовные (преломление норм морали).
В ГБУЗ «Ленинская ЦРБ» (далее – Учреждение) осуществляются следующие меры, направленные на предупреждение коррупционных проявлений:
- Проводится правовая (антикоррупционная) экспертиза договоров, соглашений, локальных нормативных актов, иных документов правового характера.
- Обеспечивается гласность и прозрачность осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Учреждения.
- Контроль за исполнением действующего законодательства в сфере оказания платных услуг Учреждением.
- На особом контроле находятся вопросы антикоррупционной направленности.
- Усилен контроль за соблюдением положений статьи 575 Гражданского кодекса РФ. Еженедельно на врачебной планерке обсуждаются вопросы по предупреждению коррупционных правонарушений. Проводятся разъяснительные работы среди медицинского персонала по недопущению фактов вымогательства и получения денежных средств, других материальных ценностей за оказание медицинской помощи от пациентов.
- Работниками Учреждения соблюдаются общепризнанные этические нормы при исполнении трудовых обязанностей.
- В первичных медицинских документациях введен лист информированного согласия на плановые амбулаторные исследования и вмешательства добровольно на платной основе за счет личных и иных средств граждан.
- Ведется работа по ликвидации очередей. Установлена техника для внедрения ПО (программное обеспечение) – «электронная очередь». В текстовом режиме идет работа по записи на прием к врачу (registratura.volganet.ru).
- Ежегодно проводятся анкетирования пациентов с целью изучения мнения о работе Учреждения, удовлетворенностью оказанием медицинской помощи, по соблюдению прав и свобод пациентов, по соблюдению этики и деонтологии сотрудников Учреждения, установления фактов коррупционного поведения медперсонала.
- Каждую пятницу с 11.00 до 14.00 проводится личный прием граждан руководителем Учреждения.
- Незамедлительное принятие административных мер при поступлении информации о коррупционных проявлениях со стороны работников Учреждения, содержащихся в обращениях граждан.
- В Учреждении проводятся совещания и семинары с медицинским персоналом по вопросам противодействия коррупции в здравоохранении, так в 2013 году проведено:
№
п/п
|
Дата проведения мероприятия
|
Наименование мероприятия
|
Цель мероприятия
|
1
|
25.03.2013
|
Семинар на тему:
«Профилактика коррупционных правонарушений в здравоохранении»
|
Выявление и обобщение проявлений коррупции
|
2
|
20.05.2013
|
Семинар на тему: «Совершенствование контроля над эффективностью использования средств Фонда ОМС, выделяемых на здравоохранение»
|
Обеспечение прозрачности закупок для нужд учреждения
|
3
|
27.09.2013
|
Семинар на тему:
«Юридическая ответственность и права врача. Профессиональные «врачебные преступления»
|
Определение оснований для признания работника виновным в уголовном правонарушении
|
- В Учреждении имеются стенды по антикоррупционной работе.
- В целях предотвращения и выявления действий коррупционной направленности в Учреждении установлено видео наблюдение как внутри здания, так и наружное.
- На территории Учреждения действует контрольно-пропускной режим для транспорта. Допуск автотранспорта осуществляется при получении у водителей пропуска выданного администрацией.
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года":
7. Здравоохранение
71. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются:
увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности;
совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи;
совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.
72. Одними из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ.
73. Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают низкие эффективность системы медицинского страхования и качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, недостаточный уровень социальных гарантий и оплаты труда медицинских работников и финансирования развития системы высокотехнологичной медицинской помощи, незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью.
74. Государственная политика Российской Федерации в сфере здравоохранения и здоровья нации нацелена на профилактику и предотвращение роста уровня социально-опасных заболеваний.
75. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентацию на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.
76. Укреплению национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации будут способствовать повышение качества и доступности медицинского обслуживания за счет использования перспективных информационных и телекоммуникационных технологий, государственная поддержка перспективных разработок в области фармацевтики, биотехнологий и нанотехнологий, а также модернизация экономических механизмов функционирования здравоохранения и развитие материально-технической базы государственной и муниципальной систем здравоохранения с учетом региональных особенностей.
77. Для противодействия угрозам в сфере здравоохранения и здоровья нации силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области стандартизации, лицензирования, сертификации медицинских услуг, аккредитации медицинских и фармацевтических учреждений, обеспечения государственных гарантий по оказанию медицинской помощи и модернизации системы обязательного медицинского страхования, определения единых критериев оценки работы лечебно-профилактических учреждений на уровне муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
78. Решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:
формирования национальных программ (проектов) по лечению социально значимых заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистые, диабетологические, фтизиатрические заболевания, наркомания, алкоголизм) с разработкой единых общероссийских подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов;
развития системы управления качеством и доступностью медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения;
обеспечения качественного изменения структуры заболеваний и ликвидации предпосылок эпидемий, в том числе вызванных особо опасными инфекционными патогенами, за счет разработки и реализации перспективных технологий и национальных программ государственной поддержки профилактики заболеваний.